- Бытующие мнения о престижности профессии
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например, мусорщик).
Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться – но после учёта твоих интересов и способностей. Иначе будешь владеть (если будешь) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажешься непригоден к выполнению основных рабочих функций.
- Отношение к выбору профессии как к неизменному
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошёл начальные ступени. Проанализируй ситуацию на рынке труда. Обрати внимание на то, что с каждым годом появляются всё новые профессии, а в существующих – меняются содержание и условия труда. Будь готовы к тому, что придётся регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойся того, что выбор профессии сейчас фатальным образом определит всю твою судьбу. Изменение выбора в будущем, освоение новой специальности сделает тебя ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если ты затем передумаешь и найдёшь что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей.
- Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать)
Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Ребят твоего возраста отличают такие безусловно важные качества, как чувство группы, ориентация на сверстников. Эти качества помогают осваивать нормы поведения в обществе, формируют образ «Я» и самооценку. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей и в чём вы сходны. Это поможет понять, что, если Вася идет на пожарного (а он – рискованный человек), тебе эта профессия может не подойти (ведь ты очень осторожный и рассудительный).
- Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии
За лёгкостью, с которой актёр создаёт на сцене образ, стоит напряжённый, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей, прежде чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, ещё и озвучит другой (диктор или ведущий программы).
- Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию
При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование учителем (преподавателем): если тебя восхищает душевность физика – это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта". Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста.
- Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Например, программисты сильно напрягают глаза, а лётчики – сердце. При выборе профессии учитывай состояние своего здоровья. Проконсультируйся с врачом.
- Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать сайты и газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык") может работать и преподавателем в школе, и переводчиком, и редактором, и секретарём-референтом. Тем более имей в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, психологом. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами. Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.
- Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии
Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определённые действия в определённой последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии. Творчески подходи к делу и разработай для себя свой собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены: анализ предложений на рынке образования, анализ спроса на рынке труда, объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо ещё), проба себя в выбранной профессии (посещение мастер-классов и тренинговых мероприятия, занятия в кружках и секциях и пр.) и т.д.
- Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства
Сейчас во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется абсолютно во все сферы деятельности - вплоть до животноводства.
- Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, друзья. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относись критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в некоторых распространенных книжках. Задача популярных тестов – активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть, или наклеивание ярлыка о том, какой ты.